среда, 27 февраля 2013 г.

Общение

Невербальное общение


 Общение не ограничивается обменом информации. Можно представить себе, что происходит, когда несколько человек сообща осуществляют какую-либо деятельность. Например, нескольким ученикам поручено сообща провести уборку класса. Кто-то из них отлынивает, кто-то приносит воду для мытья пола, кто-то протирает пыль, а кто-то ухаживает за комнатными растениями. В этом случае общение между участниками в процессе совместной деятельности выступает как межличностное взаимодействие, или интеракция (от inter — между и action — действие).
ДВЕ СТОРОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Все многообразие проявлений взаимодействия людей в процессе общения можно представить как кооперацию или конкуренцию. В первом случае в процессе общения происходит координация единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование этих сил). Без кооперации вряд ли возможно успешное взаимодействие. В самом деле, невозможно представить себе полноценного общения партнеров, каждый из которых молчит, не проявляет активности. Как невозможно аплодировать одной рукой, так и в общении реальных индивидов необходимы действия обоих.
Вы, возможно, знакомы с понятием конкуренции в экономике. В отличие от конкуренции в экономике конкуренция в общении так или иначе расшатывает совместную деятельность, представляет собой определенные препятствия для взаимодействия. Наиболее ярко конкуренция как тип взаимодействия проявляется в своей крайней форме — конфликте. Подробнее о конфликте речь впереди. Но вы сами легко припомните случаи, когда общение затруднено или вовсе блокировано из-за того, что участники взаимодействия поссорились.
Для того чтобы представить общение как успешное взаимодействие, стоит рассмотреть, что такое психологическая совместимость.
СТРАТЕГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ
Участники общения могут рассматриваться как доминантный и недоминантный собеседник. Доминантный собеседник, если испытывает потребность обратиться к партнеру, не слишком заботится о том, уместно ли это, не помешает ли, поймут ли его. Ему присуща подсознательная уверенность в том, что именно он решает, вступать ли во взаимодействие, отвечать ли на обращение или просьбу. Обычно это человек напористый, жесткий. Он легко перебивает собеседника, но при этом болезненно реагирует, если перебивают его. Если он что-либо объясняет, то буквально «втолковывает». Если выслушивает — непременно задает уточняющие вопросы. Одним словом, он лидирует в общении. Не всегда такая манера общения оказывается приятной. Для полноценного общения с таким собеседником стоит держаться спокойно и уверенно. Но не стоит пресекать или высмеивать его манеру или словесные приемы. Важно помнить, что умный доминант весьма ценный партнер по взаимодействию: он умеет принимать на себя ответственность. Наделенные благородством и великодушием, такие партнеры по общению нередко становятся любимцами в своей среде.
Противоположный описанному выше типу партнера по общению чаще всего застенчив, чуток к внешним признакам силы собеседника, нерешителен. Для того чтобы взаимодействие с ним состоялось, нужно помнить, что его лучше чаще хвалить, подбадривать, поощрять. Исходя из того, что недоминантный собеседник склонен перекладывать ответственность на других, уместно дать ему почувствовать, что он сам в состоянии принять решение.
Другая пара противоположностей в общении — мобильные и ригидные собеседники. Первые с легкостью переключаются на общение от любых других занятий, контактны, хотя легко отвлекаются. Речь такого собеседника быстра, даже тороплива, мимика переменчива. В разговоре он часто перескакивает с одной темы на другую. Если с таким собеседником решается проблема, ему приходят в голову десятки версий, которые, впрочем, легко сменяются другими. Очевидно, что для успешного взаимодействия с таким партнером важно помочь ему сосредоточиться на выбранной стратегии совместного действия.
Совсем иное дело — ригидный собеседник. В беседу он включается не сразу, ему нужно время, чтобы прежде обдумать, составить план своих действий. Он, как тяжелый маховик, постепенно набирает обороты, а набрав их, проявляет основательность. Слушатель он обычно идеальный, говорит вдумчиво, старается подобрать наиболее точные слова, не любит, когда его перебивают. Если он обидится, отходит не скоро. Для нетерпеливого человека общение с таким партнером достаточно утомительно. Однако, если знать особенности такого партнера по взаимодействию, их можно успешно использовать, стоит лишь не лениться повторить еще раз то, о чем вы договорились, не раздражаться и не торопиться завершать начатый разговор, пока партнер не уяснит себе самое главное.
Экстраверты и интроверты (от лат. extra — вне, intro — внутрь, versio — поворачивать, обращать) также различаются в общении при взаимодействии. Экстраверт весьма расположен к общению. Не имея возможности поговорить, он скучает. Ему нужен любой партнер, он уверен, что люди всегда могут понять друг друга без труда. Иногда его дружелюбие поверхностно, не слишком стойко. Чтобы привлечь внимание, он способен на экстравагантные поступки, высказывания, внешние проявления (детали одежды, прическа и т. п.). Чаще всего совместная деятельность с таким человеком протекает легко и непринужденно, обид он не помнит, «камня за пазухой не держит».
Интроверт, напротив, не склонен к внешней коммуникации. Ему часто кажется, что его не поймут (его и действительно иногда трудно понять, потому что он как бы ведет внутренний разговор с собой). Многие интроверты кажутся окружающим странными. Им иногда легче выучить план города, чем спросить дорогу.
Конечно, в реальном взаимодействии партнеры по общению нередко предстают как нечто среднее между этими идеальными типами, несут в себе черты тех и других. Однако, для того чтобы общение проходило как успешное взаимодействие, полезно иметь в виду, что нужно учитывать психологические особенности участников общения, стремиться понять другого, стать на место другого.


КАК ПРОИСХОДИТ ВОСПРИЯТИЕ
Не секрет, что встречают партнера по общению «по одежке», т. е. по внешним признакам. Именно с восприятия внешних признаков начинается процесс общения. Причем обычно наиболее информативными являются внешность, физические качества, одежда и поведение, т. е. совершаемые действия, эмоциональные реакции, мимика, жесты и пр. Наблюдатель, видя эти внешние проявления, особым образом их оценивает, делает умозаключения, иногда приписывает партнеру определенные черты, и так складывается отношение, которое может укладываться в понятие «нравится — не нравится».
Специалисты выявляют механизмы социальной перцепции — способы, посредством которых люди воспринимают и определенным образом интерпретируют, понимают и оценивают друг друга. Среди таких механизмов особенно важную роль играют эмпатия, аттракция, казуальная атрибуция, идентификация, социальная рефлексия.
Рассмотрим кратко существо этих механизмов.
Эмпатия — это постижение эмоционального состояния другого человека, если можно так сказать, «вчувствование», поскольку слово состоит из корня pathos, означающего «чувство», «переживание», и приставки, означающей «находящийся внутри, в пределах чего-либо».
СТЕРЕОТИПЫ И «ЭФФЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ»
Стереотип в переводе с греческого означает «твердый отпечаток». Стереотип — это устойчивый, а нередко и упрощенный образ какого-либо явления или человека, складывающийся в условиях дефицита информации. Это своего рода штамп, который мы мысленно накладываем на ситуацию, кажущуюся нам похожей, но далеко не всегда таковой являющейся. В качестве примера сошлемся на анекдот об англичанине, который первый раз приехал во Францию и увидел в гостинице рыжую горничную. Первого впечатления было достаточно, чтобы он записал в своей записной книжке: «Все француженки рыжие».
Социальные стереотипы чаще всего складываются в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта индивида, а также предвзятых представлений, заимствованных у других людей. Мы учимся по одним и тем же книгам, наша повседневная жизнь изо дня в день повторяется в сходных формах. Даже дома и квартиры, не говоря о моде и привычках, давно уже стали типовыми. (Стоит вспомнить почти сказочную, но в то же время правдоподобную историю, рассказанную в фильме режиссера Э. Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром».)
Общество прививает людям сходные правила поведения в типичных ситуациях, навязывает установки, стремления, формирует потребности. Стереотипы — это часть прошлого опыта, сформированного бытовой и профессиональной деятельностью, закрепившегося в мышлении и постоянно используемого при решении типичных задач, которые ставит жизнь.
Так, наличие стереотипов помогает во многих ситуациях. От врача человек склонен ожидать помощи в случае болезни, от военного — мужественного поступка, а от женщины — доброты и мягкости. Стереотипы помогают ориентироваться в социальной среде. Но в самих стереотипах наряду с правдивой стороной есть место и ошибкам, и заблуждениям.

Комментариев нет:

Отправить комментарий