В курсах истории рассматривались различные формы сплочения людей — род, племя, народность, нация.Это говорит о том, что формы внутриэтнической и межэтнической консолидации людей не остаются неизменными. Так, исторически первые формы сплочения — род и племя — характерны для примитивных, доиндустриальных общественных систем (с позиций формационного подхода — первобытнообщинных).
С развитием торговых связей, общественного разделения труда усложнились и социальные связи людей, ранее принадлежавших к различным племенам. На первый план выдвигаются уже не родовые, а социальные и территориальные связи. На новой социально-территориальной основе начинают складываться новые формы общности людей — народности или народы. Помимо социально-территориального единства, этнологи отмечают еще одну важнейшую черту новых сообществ — многоэтничностъ их состава, при котором, однако, сохраняется относительно автономное группирование различных этносов (например, при образовании древнерусской народности (IX—X вв.) в нее, кроме славянских племен, вошли угро-финские, балтийские, а позже представители тюркских народов).
НАЦИЯ И НАЦИОНАЛЬНОСТЬ
Существует по крайней мере две трактовки понятия нации. Согласно одной из них, нация — это исторически сложившаяся общность людей на основе общности территории, экономического уклада, системы политических связей, языка, культуры и психологического склада, проявляющегося в общегражданском сознании и самосознании. В данном случае подчеркивается общегражданская сущность новой формы консолидации людей. Однако в таком понимании нации отсутствует этнический компонент. В западной социологии нация, как правило, понимается как согражданство, основанное на индустриально развитой социально ориентированной демократии. Во многих современных демократических странах термин «нация» давно используется в значении «согражданство», «народ данной страны», «совокупность граждан государства».
Тем не менее реальный современный мир остается поли этничным — 90% народов живут в многоэтнических (многонациональных) государствах. Понятие «народ» (этнос) не только не утратило своего значения, но, напротив, стало принципиальным в современных национальных отношениях. Хорошо известно, что государство сохраняет стабильность до тех пор, пока остаются стабильными межэтнические (межнациональные) отношения населяющих его народов. А межэтнические конфликты, как вы знаете, могут возникать в государствах с самым разным уровнем развития цивилизации (например, в странах Азии и Африки, в Великобритании, Канаде, Испании и Бельгии). Опасность таких конфликтов огромна: они способны расколоть самые мощные государства.
В другой трактовке нация определяется как особая историческая общность людей, характеризующаяся общностью происхождения, языка, территории, экономического уклада, а также психического склада и культуры, проявляющихся в этническом сознании и самосознании.
В этом случае, как видим, понятие «нация» соответствует новой форме внутриэтнической консолидации людей, т. е. этносу в условиях Нового и Новейшего времени. Таким образом, в одной интерпретации нация означает сограждан ствОу в другой — этнос. Подобная двусмысленность приводит многих ученых к выводу, что понятие нации нельзя считать строго научной категорией.
ЭТНИЧЕСКОЕ МНОГООБРАЗИЕ СОВРЕМЕННОГО МИРА
История народов — непрерывный этногенез, т. е. процесс непрерывного возникновения и развития этнических общностей. Современное человечество представлено всем многообразием этносов: на Земле живут и племена, и народности, и нации (что связано с разнообразием условий их жизнедеятельности). Не случайно ученые иронизируют: легче пересчитать звезды, чем этносы.
Действительно, науке до сих пор не удалось установить, сколько же этносов живет на Земле. Число государств известно точно — 226. А этносов? Их насчитывают от 3 до 5 тыс. (все зависит от методики подсчета).
^ прослеживается точнее. Еще в начале XX в. численность населения Земли приближалась к 2 млрд человек, а к концу века — уже к 6 млрд человек. За век численность населения планеты утроилась.
Для того чтобы можно было рассматривать этническое многообразие в определенной системе, специалисты предлагают классифицировать народы мира. Основания классификации могут быть разными. В частности, классифицируют по следующим основаниям: географическому, языковому, антропологическому (содержание каждого из направлений классификации знакомо вам из курсов биологии, географии и истории).
^ вам хорошо известна: выделяют народы Европы, народы Азии, народы Африки, народы Америки, народы Австралии и Океании. А две другие классификации рассмотрим подробнее.
^ дает представление об этническом родстве народов и общих истоках происхождения различных культур. Она основана, во-первых, на представлении о взаимопонимании между людьми, принадлежащими к одной этнической группе. Во-вторых, учитывает осознание самими людьми своей культурно-языковой близости с другими народами. В-третьих, родство между языками и культурами более отдаленного типа, которое определяется понятием «языковая семья». Всего выделяют 12 языковых семей, и они охватывают 96% из 6 тыс. известных языков мира.
Индоевропейская языковая семья — одна из самых распространенных на Земле. В нее входят все славянские, балтийские, германские, кельтские, романские, иранские, ин-доарийские языки. Родство языков во многих случаях свидетельствует о единстве происхождения и родстве самих этих народов.
Сегодня считается доказанным родство большинства языковых семей Европы, Африки и Азии: афразийской (семит-ско-хамитской), картвельской (грузинской), индоевропейской, дравидской (языки коренного населения Индостана и ряда прилегающих районов), уральской и алтайской. Существует также гипотеза, что все языки мира, несмотря на различия, имеют некоторые общие черты. Но это пока только гипотеза.
^ основана на принципе деления народов по расам (что также вам известно). Все люди планеты относятся к одному биологическому виду.
Межэтнические (межнациональные) отношения — отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни.
Основная научная проблема — определить исходя из идей гуманизма, анализа исторического опыта оптимальные пути регулирования межэтнических отношений. Проблема многоаспектна, включает вопросы истории и современной повседневной жизни, духовного мира личности, культуры, образования, социологии, психологии, экономических, политических, правовых отношений; поэтому ученые используют методы ряда гуманитарных наук. С середины XIX в. всесторонне исследует проблему этнология — наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, их коллективного поведения, взаимодействия личности и социальной среды.
Этнология выделяет два уровня межэтнических отношений. Один уровень — взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни: политике, культуре, производстве, науке, искусстве и т. п. Другой уровень — межличностные отношения людей различной этнической принадлежности в разных формах общения — трудовом, семейно-бытовом, образовательном, неформальных видах взаимоотношений.
Межнациональные отношения находят свое выражение в человеческих действиях и во многом зависят от индивидуального поведения и его мотивации, которая базируется на личном опыте, овладении культурными нормами, влиянии семьи, ближайшего окружения.
Для этнических процессов современности характерны две тенденции: интеграции — сотрудничества, объединения разных этногосударственных общностей, сближения всех сторон жизни народов; дифференциации — стремления народов к национальной самостоятельности.
Межэтнические отношения могут быть дружественными, взаимоуважительными либо, наоборот, конфликтными, враждебными.
^
Стихийно складывавшееся сотрудничество многие века известно человечеству, состоящему из огромного количества общностей, представляющих в совокупности этнически смешанную среду, где часто действует продуктивное сотрудничество в производстве материальных благ, в повседневной жизни; создание и сбережение национальных культурных ценностей сочетается с познанием других культур.
В XX в. отмечается возрастание интеграционных тен денций двоякой направленности:
Значителен отечественный опыт межнационального сотрудничества. Во всех отраслях хозяйства и культуры СССР плодотворно трудились многонациональные коллективы. Сплоченность народов ярко проявилась в боях, труде, повседневной жизни в годы Великой Отечественной войны, в послевоенном возрождении страны.
Сотрудничество в культурной сфере обеспечило ликвидацию неграмотности, создание письменности 50 этносов, расцвет яркого, самобытного искусства малочисленных народов. Ученые отмечают, что в Советском Союзе в XX в. не исчезла ни одна малая культура и фактически сохранилась вся этническая мозаика огромного государства, в то время как в других регионах мира исчезли сотни малых культур. В то же время ошибки и преступления органов тоталитарной власти привели к тяжелым трагедиям многих людей и целых народов. Многовековые национальные связи были нарушены из-за непродуманного административно-территориального деления, ухудшилась экологическая обстановка в регионах проживания коренных малочисленных этносов. Насильственное переселение народов, незаслуженно обвиненных в пособничестве немецким оккупантам, нанесло большой урон достоинству сотен тысяч людей, тяжело отразилось на их судьбах. Потребовалось длительное время для восстановления нарушенных прав народов нашей страны.
В Европе, других частях света в последней трети XX в. широкое развитие получила интеграция в сфере экономики, а затем и политики. Это связано с процессом глобализации, складыванием постиндустриального, информационного общества, а также с необходимостью единства в борьбе с международным терроризмом.
Наряду с тенденцией к международной интеграции существует и тенденция к дифференциации. Она проявляется в разных формах. В основном в мирной форме прошло образование независимых постсоветских государств, разделение Чехословакии на два государства — Чехию и Словакию. Вооруженные действия сопровождали распад Югославии.
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ
Понятие «социальный конфликт» вам известно. К числу значимых для индивида и человечества относятся конфликты между этническими общностями. В научных трудах этнический конфликт часто определяется как любая форма гражданского, политического или вооруженного противоборства, в котором стороны (или одна из них) мобилизуются, действуют и страдают, исходя из этнических различий.
Это определение вызвало возражение, ибо оно рассматривает конфликт как стадию крайнего обострения противоречий. Была предложена более широкая трактовка: этнический конфликт — это любая конкуренция (соперничество) между группами, от противоборства за обладание ограниченными ресурсами до социальной конкуренции, во всех тех случаях, когда противостоящая сторона определяется с точки зрения этнической принадлежности ее членов.
Рассмотрим основные причины конфликтов, ярко выражающихся в целях и действиях противоборствующих сторон.
^ — борьба за изменение границ, за присоединение к другому («родственному» с культурно-исторической точки зрения) государству, за создание нового независимого государства. Эти требования смыкаются с политическими целями движений, стремящихся к образованию «собственного» суверенного государства. Требования сепаратистского1 характера особенно опасны, ибо они непосредственно затрагивают большие массы людей, связаны с вопросами о разделе или упразднении государства. «Речь идет о том, — пишет один из российских этнологов, — в каком государстве жить, кому подчиняться, на каком языке говорить, кому молиться, как перемещаться, кто будет защищать жизнь и собственность людей, наконец, какой гимн петь и каких героев и какие могилы почитать».
^ — борьба этносов за обладание собственностью, материальными ресурсами, среди которых большую ценность, в частности, имеют земля, недра.
^ — требования гражданского равноправия, равенства перед законом, в образовании, в оплате труда, равенства при приеме на работу, особенно на престижные места в органах власти.
^ — требования сохранения или возрождения, развития языка, культурной общности. Умаление роли родного языка, сплачивающего этническую общность в единое целое, особенно остро воспринимается и нередко служит причиной конфликта.
В мире существуют сотни национальных культур, каждый этнос обладает самобытной культурой, относится к ней бережно. Попытки принизить ее значение в угоду культуре другого, более крупного этноса вызывают протест, могут служить причиной конфликта. Есть и другая опасность: иногда этнос исходит из того, что его культура призвана доминировать по отношению к другим культурам.
Источником межэтнической напряженности служит национализм — идеология, психология, политика групп людей, утверждающих приоритет национальных ценностей перед всеми другими, верховенство интересов своего этноса.
РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Возникает вопрос: можно ли исключить появление конфликтов с этнической составляющей? Пока положительный ответ невозможен из-за того, что многие этнические группы живут в предконфликтных условиях, испытывают значительные социальные трудности, ощущают (в том числе и в повседневной жизни) пренебрежение к своей культуре, языку, традициям, обычаям. Все это вызывает массовые проте-стные настроения, нередко ведущие к социально опасному, разрушительному поведению (особенно в толпе).
Потребуется долгое время для того, чтобы большинство людей стало способно проявлять терпимость. Но уже сейчас возможно смягчение ипредотвращение конфликтных ситуаций путем регулирования межэтнических отношений. Напомним: регулировать означает упорядочивать, налаживать.
^ — главный ориентир в реализации морального, политического, правового регулирования межэтнических отношений. Основные черты этого подхода:
С развитием торговых связей, общественного разделения труда усложнились и социальные связи людей, ранее принадлежавших к различным племенам. На первый план выдвигаются уже не родовые, а социальные и территориальные связи. На новой социально-территориальной основе начинают складываться новые формы общности людей — народности или народы. Помимо социально-территориального единства, этнологи отмечают еще одну важнейшую черту новых сообществ — многоэтничностъ их состава, при котором, однако, сохраняется относительно автономное группирование различных этносов (например, при образовании древнерусской народности (IX—X вв.) в нее, кроме славянских племен, вошли угро-финские, балтийские, а позже представители тюркских народов).
НАЦИЯ И НАЦИОНАЛЬНОСТЬ
Существует по крайней мере две трактовки понятия нации. Согласно одной из них, нация — это исторически сложившаяся общность людей на основе общности территории, экономического уклада, системы политических связей, языка, культуры и психологического склада, проявляющегося в общегражданском сознании и самосознании. В данном случае подчеркивается общегражданская сущность новой формы консолидации людей. Однако в таком понимании нации отсутствует этнический компонент. В западной социологии нация, как правило, понимается как согражданство, основанное на индустриально развитой социально ориентированной демократии. Во многих современных демократических странах термин «нация» давно используется в значении «согражданство», «народ данной страны», «совокупность граждан государства».
Тем не менее реальный современный мир остается поли этничным — 90% народов живут в многоэтнических (многонациональных) государствах. Понятие «народ» (этнос) не только не утратило своего значения, но, напротив, стало принципиальным в современных национальных отношениях. Хорошо известно, что государство сохраняет стабильность до тех пор, пока остаются стабильными межэтнические (межнациональные) отношения населяющих его народов. А межэтнические конфликты, как вы знаете, могут возникать в государствах с самым разным уровнем развития цивилизации (например, в странах Азии и Африки, в Великобритании, Канаде, Испании и Бельгии). Опасность таких конфликтов огромна: они способны расколоть самые мощные государства.
В другой трактовке нация определяется как особая историческая общность людей, характеризующаяся общностью происхождения, языка, территории, экономического уклада, а также психического склада и культуры, проявляющихся в этническом сознании и самосознании.
В этом случае, как видим, понятие «нация» соответствует новой форме внутриэтнической консолидации людей, т. е. этносу в условиях Нового и Новейшего времени. Таким образом, в одной интерпретации нация означает сограждан ствОу в другой — этнос. Подобная двусмысленность приводит многих ученых к выводу, что понятие нации нельзя считать строго научной категорией.
ЭТНИЧЕСКОЕ МНОГООБРАЗИЕ СОВРЕМЕННОГО МИРА
История народов — непрерывный этногенез, т. е. процесс непрерывного возникновения и развития этнических общностей. Современное человечество представлено всем многообразием этносов: на Земле живут и племена, и народности, и нации (что связано с разнообразием условий их жизнедеятельности). Не случайно ученые иронизируют: легче пересчитать звезды, чем этносы.
Действительно, науке до сих пор не удалось установить, сколько же этносов живет на Земле. Число государств известно точно — 226. А этносов? Их насчитывают от 3 до 5 тыс. (все зависит от методики подсчета).
^ прослеживается точнее. Еще в начале XX в. численность населения Земли приближалась к 2 млрд человек, а к концу века — уже к 6 млрд человек. За век численность населения планеты утроилась.
Для того чтобы можно было рассматривать этническое многообразие в определенной системе, специалисты предлагают классифицировать народы мира. Основания классификации могут быть разными. В частности, классифицируют по следующим основаниям: географическому, языковому, антропологическому (содержание каждого из направлений классификации знакомо вам из курсов биологии, географии и истории).
^ вам хорошо известна: выделяют народы Европы, народы Азии, народы Африки, народы Америки, народы Австралии и Океании. А две другие классификации рассмотрим подробнее.
^ дает представление об этническом родстве народов и общих истоках происхождения различных культур. Она основана, во-первых, на представлении о взаимопонимании между людьми, принадлежащими к одной этнической группе. Во-вторых, учитывает осознание самими людьми своей культурно-языковой близости с другими народами. В-третьих, родство между языками и культурами более отдаленного типа, которое определяется понятием «языковая семья». Всего выделяют 12 языковых семей, и они охватывают 96% из 6 тыс. известных языков мира.
Индоевропейская языковая семья — одна из самых распространенных на Земле. В нее входят все славянские, балтийские, германские, кельтские, романские, иранские, ин-доарийские языки. Родство языков во многих случаях свидетельствует о единстве происхождения и родстве самих этих народов.
Сегодня считается доказанным родство большинства языковых семей Европы, Африки и Азии: афразийской (семит-ско-хамитской), картвельской (грузинской), индоевропейской, дравидской (языки коренного населения Индостана и ряда прилегающих районов), уральской и алтайской. Существует также гипотеза, что все языки мира, несмотря на различия, имеют некоторые общие черты. Но это пока только гипотеза.
^ основана на принципе деления народов по расам (что также вам известно). Все люди планеты относятся к одному биологическому виду.
Межэтнические (межнациональные) отношения — отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни.
Основная научная проблема — определить исходя из идей гуманизма, анализа исторического опыта оптимальные пути регулирования межэтнических отношений. Проблема многоаспектна, включает вопросы истории и современной повседневной жизни, духовного мира личности, культуры, образования, социологии, психологии, экономических, политических, правовых отношений; поэтому ученые используют методы ряда гуманитарных наук. С середины XIX в. всесторонне исследует проблему этнология — наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, их коллективного поведения, взаимодействия личности и социальной среды.
Этнология выделяет два уровня межэтнических отношений. Один уровень — взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни: политике, культуре, производстве, науке, искусстве и т. п. Другой уровень — межличностные отношения людей различной этнической принадлежности в разных формах общения — трудовом, семейно-бытовом, образовательном, неформальных видах взаимоотношений.
Межнациональные отношения находят свое выражение в человеческих действиях и во многом зависят от индивидуального поведения и его мотивации, которая базируется на личном опыте, овладении культурными нормами, влиянии семьи, ближайшего окружения.
Для этнических процессов современности характерны две тенденции: интеграции — сотрудничества, объединения разных этногосударственных общностей, сближения всех сторон жизни народов; дифференциации — стремления народов к национальной самостоятельности.
Межэтнические отношения могут быть дружественными, взаимоуважительными либо, наоборот, конфликтными, враждебными.
^
Стихийно складывавшееся сотрудничество многие века известно человечеству, состоящему из огромного количества общностей, представляющих в совокупности этнически смешанную среду, где часто действует продуктивное сотрудничество в производстве материальных благ, в повседневной жизни; создание и сбережение национальных культурных ценностей сочетается с познанием других культур.
В XX в. отмечается возрастание интеграционных тен денций двоякой направленности:
экономическая, политическая интеграция, ведущая к
образованию союзов государств;
интеграция национальных образований в пределах мно
гонациональной страны. Это может отвечать интересам на
родов, живущих в едином государстве, способствовать ук
реплению этого единства.
Значителен отечественный опыт межнационального сотрудничества. Во всех отраслях хозяйства и культуры СССР плодотворно трудились многонациональные коллективы. Сплоченность народов ярко проявилась в боях, труде, повседневной жизни в годы Великой Отечественной войны, в послевоенном возрождении страны.
Сотрудничество в культурной сфере обеспечило ликвидацию неграмотности, создание письменности 50 этносов, расцвет яркого, самобытного искусства малочисленных народов. Ученые отмечают, что в Советском Союзе в XX в. не исчезла ни одна малая культура и фактически сохранилась вся этническая мозаика огромного государства, в то время как в других регионах мира исчезли сотни малых культур. В то же время ошибки и преступления органов тоталитарной власти привели к тяжелым трагедиям многих людей и целых народов. Многовековые национальные связи были нарушены из-за непродуманного административно-территориального деления, ухудшилась экологическая обстановка в регионах проживания коренных малочисленных этносов. Насильственное переселение народов, незаслуженно обвиненных в пособничестве немецким оккупантам, нанесло большой урон достоинству сотен тысяч людей, тяжело отразилось на их судьбах. Потребовалось длительное время для восстановления нарушенных прав народов нашей страны.
В Европе, других частях света в последней трети XX в. широкое развитие получила интеграция в сфере экономики, а затем и политики. Это связано с процессом глобализации, складыванием постиндустриального, информационного общества, а также с необходимостью единства в борьбе с международным терроризмом.
Наряду с тенденцией к международной интеграции существует и тенденция к дифференциации. Она проявляется в разных формах. В основном в мирной форме прошло образование независимых постсоветских государств, разделение Чехословакии на два государства — Чехию и Словакию. Вооруженные действия сопровождали распад Югославии.
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ
Понятие «социальный конфликт» вам известно. К числу значимых для индивида и человечества относятся конфликты между этническими общностями. В научных трудах этнический конфликт часто определяется как любая форма гражданского, политического или вооруженного противоборства, в котором стороны (или одна из них) мобилизуются, действуют и страдают, исходя из этнических различий.
Это определение вызвало возражение, ибо оно рассматривает конфликт как стадию крайнего обострения противоречий. Была предложена более широкая трактовка: этнический конфликт — это любая конкуренция (соперничество) между группами, от противоборства за обладание ограниченными ресурсами до социальной конкуренции, во всех тех случаях, когда противостоящая сторона определяется с точки зрения этнической принадлежности ее членов.
Рассмотрим основные причины конфликтов, ярко выражающихся в целях и действиях противоборствующих сторон.
^ — борьба за изменение границ, за присоединение к другому («родственному» с культурно-исторической точки зрения) государству, за создание нового независимого государства. Эти требования смыкаются с политическими целями движений, стремящихся к образованию «собственного» суверенного государства. Требования сепаратистского1 характера особенно опасны, ибо они непосредственно затрагивают большие массы людей, связаны с вопросами о разделе или упразднении государства. «Речь идет о том, — пишет один из российских этнологов, — в каком государстве жить, кому подчиняться, на каком языке говорить, кому молиться, как перемещаться, кто будет защищать жизнь и собственность людей, наконец, какой гимн петь и каких героев и какие могилы почитать».
^ — борьба этносов за обладание собственностью, материальными ресурсами, среди которых большую ценность, в частности, имеют земля, недра.
^ — требования гражданского равноправия, равенства перед законом, в образовании, в оплате труда, равенства при приеме на работу, особенно на престижные места в органах власти.
^ — требования сохранения или возрождения, развития языка, культурной общности. Умаление роли родного языка, сплачивающего этническую общность в единое целое, особенно остро воспринимается и нередко служит причиной конфликта.
В мире существуют сотни национальных культур, каждый этнос обладает самобытной культурой, относится к ней бережно. Попытки принизить ее значение в угоду культуре другого, более крупного этноса вызывают протест, могут служить причиной конфликта. Есть и другая опасность: иногда этнос исходит из того, что его культура призвана доминировать по отношению к другим культурам.
Источником межэтнической напряженности служит национализм — идеология, психология, политика групп людей, утверждающих приоритет национальных ценностей перед всеми другими, верховенство интересов своего этноса.
РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Возникает вопрос: можно ли исключить появление конфликтов с этнической составляющей? Пока положительный ответ невозможен из-за того, что многие этнические группы живут в предконфликтных условиях, испытывают значительные социальные трудности, ощущают (в том числе и в повседневной жизни) пренебрежение к своей культуре, языку, традициям, обычаям. Все это вызывает массовые проте-стные настроения, нередко ведущие к социально опасному, разрушительному поведению (особенно в толпе).
Потребуется долгое время для того, чтобы большинство людей стало способно проявлять терпимость. Но уже сейчас возможно смягчение ипредотвращение конфликтных ситуаций путем регулирования межэтнических отношений. Напомним: регулировать означает упорядочивать, налаживать.
^ — главный ориентир в реализации морального, политического, правового регулирования межэтнических отношений. Основные черты этого подхода:
признание и уважение многообразия культур, привер
женность идеям мира, согласия, неприятие насилия в отно
шениях между народами;
развитие и постоянное функционирование демократии,
обеспечение реализации прав и свобод личности, этнических
сообществ, независимо от их национальной принадлежнос
ти
Комментариев нет:
Отправить комментарий