четверг, 26 декабря 2013 г.

Институт семьи и брака

СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Напомним: основой формирования и функционирования любого социального института является система социаль ных ролей и норм, которую общество создает для удовле творения той или иной социальной потребности.

^ Семейные роли — один из видов социальных ролей чело­века в обществе. Среди них выделяют роли супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные (дед, бабушка, прадед, внук, внучка, правнук и т. д.) и внутрипоколенные (старший сын, старшая дочь, младший брат и т. д.). Исполнение семейной роли зависит, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа, включающего ответы на вопросы: что соот­ветствует ролевым ожиданиям членов семьи по отношению друг к другу? Что значит быть мужем или женой, старшим в семье или младшим? Какого поведения ждут от тебя? Ка­кие правила, нормы диктует тебе общество? Важна также гибкость ролевого поведения — способность без особых за­труднений выходить из одной роли и включаться в новую.

Изучение семьи как социального института предполагает характеристику формальных и неформальных норм и санк­ций в сфере семейных отношений. Нормы семейного поведе­ния возникли еще в первобытном обществе и передавались из поколения в поколение, становясь коллективными при­вычками, обычаями, традициями. Они предписывали прави­ла выбора и количество супругов, роль главы семейства, права и обязанности родственников, место жительства моло­дой семьи и др. Тех, кто соблюдал эти нормы, общество под­держивало, поощряло, тех, кто нарушал их, — наказывало. Так возник нормативный механизм института семьи. Одни нормы носят юридический характер и регламентируются за­конодательством, другие относятся к культурным, этичес­ким и регламентируются обычаями и традициями.

Семейные роли и нормы, включенные в институт семьи, ориентированы на удовлетворение важных социальных по­требностей. С удовлетворением этих потребностей связаны функции семьи.

Ученые выделяют два основных источника возникнове­ния функций семьи: потребности общества и потребности семьи как группы. В 10 классе вы познакомились с репро­дуктивной, воспитательной, хозяйственно-экономической, эмоционально-психологической, рекреационной, социально-статусной и сексуальной функциями семьи. Нетрудно опре­делить, какие из этих функций направлены на удовлетворе­ние потребностей и группы, и общества, а какие — прежде всего самой семьи и каждого из ее членов. Функции семьи тесно связаны с социально-экономическими условиями жизнедеятельности общества и меняются в связи с их измене­ниями, т. е. носят историческийхарактер. Однако на лю­бой ступени своего развития общество нуждается в семье как механизме воспроизводства новых поколений и социа­лизации потомства: без этого невозможно обеспечение жиз­ни социума, самосохранение общества.

Институт семьи существует во всех обществах, хотя при­рода семейных отношений в каждом из них может иметь ярко выраженные особенности. На первых этапах развития общества семейные отношения регулировались племенными и родовыми обычаями, религиозными и нравственными представлениями. (Вспомните известные вам из художест­венных произведений сюжеты, в которых отразились нормы и санкции первобытного общества.) С возникновением госу­дарства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер: социальный контроль и санкции наряду с обще­ственным мнением начали осуществлять государственные органы. В частности, государство стало санкционировать со­юз мужчины и женщины с целью создания семьи, т. е. их вступление в брак.

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ БРАКА
В зависимости от формы брака исследователи различают моногамную и полигамную семью. Моногамный брак (от греч. monos — один) предусматривает существование брач­ной пары — мужа и жены (брак одного мужчины с одной женщиной в одно время). Полигамный брак (от греч. poly — много) предполагает, что у мужа или жены есть пра­во иметь нескольких жен или мужей одновременно. В со­временном обществе существуют как моногамные браки, так и отдельные виды полигамии: групповой брак (напри­мер, на Маркизских островах), полиандрия, или много­мужество (например, в некоторых племенах Южной Индии
и Тибета), полигиния, или многоженство (например, в му­сульманских странах).

Большинство древних цивилизаций видели в браке сред­ство продолжения рода и механизм передачи прав собствен­ности. Брак «привязывал» женщину к мужчине и гаранти­ровал, что дети являются биологическими наследниками мужа. История знает множество династических браков и экономических брачных союзов. Нередко брак становился предметом торга, инструментом перераспределения имуще­ства и власти.

Брак, как уже отмечалось, эволюционирует вместе с об ществом. Брак долго считался союзом на всю жизнь, и во многих странах разводы были запрещены. Всего 30 лет на­зад ни одна женщина не могла подать в суд на мужа за из­насилование; брак закреплял доминирование мужчины над женщиной. Сегодня в ряде современных государств женщи­на пользуется равными правами со своим супругом.

Рассмотрев эти примеры эволюционирования брака, мы можем сформулировать еще одно его определение: брак представляет собой эволюционирующее социальное парт­нерство мужчины и женщины, регулируемое законами и правилами общества в конкретных исторических условиях.

Желание семейной пары быть вместе, принимать совмест­ные решения, нести ответственность друг за друга уважает­ся и поощряется законом. В большинстве государств закон требует оформления (регистрации) брака в государст­венных органах. В некоторых государствах правовое значе­ние придается также браку, заключенному по религиозным обрядам.

ТРАДИЦИОННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ

На протяжении истории менялись конкретные формы се­мьи, однако семья как социальный институт не исчезала. Стабильность семьи связывают с наличием в ней устойчи­вой системы ценностей и механизмов преемственности ценностной системы в рамках семьи: от родителей — де­тям. Вспомним: в общефилософском понимании «ценность» представляет собой термин, указывающий на человеческое,социальное и культурное значение определенных явлений действительности. Философы подразделяют ценности на ин­тегрирующие, т. е. консолидирующие поведение субъектов, и дифференцирующие, выявляющие особенности их поведе­ния в обществе. В семейные ценности, согласно одному из последних исследований отечественных социологов, могут быть включены: 1) ценности супружества; 2) ценности, свя­занные с демократизацией отношений в семье; 3) ценности родительства, воспитания детей; 4) ценности родственных связей; 5) ценности, связанные с саморазвитием; 6) ценнос­ти внесемейных коммуникаций; 7) ценности профессиональ­ной занятости.

Видит ли молодежь ценность супружества? Одно из ис­следований на эту тему провели несколько лет назад бри­танские социологи. Они опросили почти две с половиной ты­сячи студентов и студенток колледжей (поровну и тех и других) в возрасте от 18 до 23 лет. 84% девушек и 70% юношей выразили желание со временем вступить в брак. Только 5% юношей и 2% девушек посчитали инсти­тут брака устаревшим. 86% девушек и 79% юношей поже­лали в перспективе оставаться женой или мужем одного че­ловека на протяжении всей жизни. (Сделайте вывод, представляет ли брак ценность для британской молодежи. Представьте, что подобный вопрос задан российским студен­там. Как вы думаете, какими будут их ответы?)

Российские ученые также изучают проблему ценностей. Они отмечают, что молодое поколение по принципиальным ценностным ориентирам разделяет взгляды своих родите­лей. Ценностные характеристики личности, воспитываемые родителями, в сопоставлении с качествами, признанными молодежью, показывают абсолютное совпадение первых пя­ти позиций: хорошие манеры, трудолюбие, чувство ответ-

ственности, порядочность, терпимость и уважение к другим людям. Несмотря на это, существуют расхождения в ценно­стях между поколениями. В частности, они выявлены в оценке правил морали, определении значимости секса, важ­ности отдельных качеств личности. Более ценными для мо­лодых людей представляются независимость, решитель­ность, настойчивость. Для их родителей более значимы бережливость, экономное отношение к деньгам и вещам, по­слушание.

Говоря о ценностях, социологи фиксируют в России со­вершенно нетипичную для взаимоотношений между поколе­ниями ситуацию: в связи с резкими социально-экономи­ческими изменениями родители нередко обращаются к не­совершеннолетним детям за консультацией по жизненным вопросам и корректируют через детей свои представления о реальных ценностях современного российского общества. Дети становятся проводниками современных ценностей об­щества в сферу семьи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий