СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Напомним: основой формирования и функционирования любого социального института является система социаль ных ролей и норм, которую общество создает для удовле творения той или иной социальной потребности.
^ — один из видов социальных ролей человека в обществе. Среди них выделяют роли супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные (дед, бабушка, прадед, внук, внучка, правнук и т. д.) и внутрипоколенные (старший сын, старшая дочь, младший брат и т. д.). Исполнение семейной роли зависит, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа, включающего ответы на вопросы: что соответствует ролевым ожиданиям членов семьи по отношению друг к другу? Что значит быть мужем или женой, старшим в семье или младшим? Какого поведения ждут от тебя? Какие правила, нормы диктует тебе общество? Важна также гибкость ролевого поведения — способность без особых затруднений выходить из одной роли и включаться в новую.
Изучение семьи как социального института предполагает характеристику формальных и неформальных норм и санкций в сфере семейных отношений. Нормы семейного поведения возникли еще в первобытном обществе и передавались из поколения в поколение, становясь коллективными привычками, обычаями, традициями. Они предписывали правила выбора и количество супругов, роль главы семейства, права и обязанности родственников, место жительства молодой семьи и др. Тех, кто соблюдал эти нормы, общество поддерживало, поощряло, тех, кто нарушал их, — наказывало. Так возник нормативный механизм института семьи. Одни нормы носят юридический характер и регламентируются законодательством, другие относятся к культурным, этическим и регламентируются обычаями и традициями.
Семейные роли и нормы, включенные в институт семьи, ориентированы на удовлетворение важных социальных потребностей. С удовлетворением этих потребностей связаны функции семьи.
Ученые выделяют два основных источника возникновения функций семьи: потребности общества и потребности семьи как группы. В 10 классе вы познакомились с репродуктивной, воспитательной, хозяйственно-экономической, эмоционально-психологической, рекреационной, социально-статусной и сексуальной функциями семьи. Нетрудно определить, какие из этих функций направлены на удовлетворение потребностей и группы, и общества, а какие — прежде всего самой семьи и каждого из ее членов. Функции семьи тесно связаны с социально-экономическими условиями жизнедеятельности общества и меняются в связи с их изменениями, т. е. носят историческийхарактер. Однако на любой ступени своего развития общество нуждается в семье как механизме воспроизводства новых поколений и социализации потомства: без этого невозможно обеспечение жизни социума, самосохранение общества.
Институт семьи существует во всех обществах, хотя природа семейных отношений в каждом из них может иметь ярко выраженные особенности. На первых этапах развития общества семейные отношения регулировались племенными и родовыми обычаями, религиозными и нравственными представлениями. (Вспомните известные вам из художественных произведений сюжеты, в которых отразились нормы и санкции первобытного общества.) С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер: социальный контроль и санкции наряду с общественным мнением начали осуществлять государственные органы. В частности, государство стало санкционировать союз мужчины и женщины с целью создания семьи, т. е. их вступление в брак.
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ БРАКА
В зависимости от формы брака исследователи различают моногамную и полигамную семью. Моногамный брак (от греч. monos — один) предусматривает существование брачной пары — мужа и жены (брак одного мужчины с одной женщиной в одно время). Полигамный брак (от греч. poly — много) предполагает, что у мужа или жены есть право иметь нескольких жен или мужей одновременно. В современном обществе существуют как моногамные браки, так и отдельные виды полигамии: групповой брак (например, на Маркизских островах), полиандрия, или многомужество (например, в некоторых племенах Южной Индии
и Тибета), полигиния, или многоженство (например, в мусульманских странах).
Большинство древних цивилизаций видели в браке средство продолжения рода и механизм передачи прав собственности. Брак «привязывал» женщину к мужчине и гарантировал, что дети являются биологическими наследниками мужа. История знает множество династических браков и экономических брачных союзов. Нередко брак становился предметом торга, инструментом перераспределения имущества и власти.
Брак, как уже отмечалось, эволюционирует вместе с об ществом. Брак долго считался союзом на всю жизнь, и во многих странах разводы были запрещены. Всего 30 лет назад ни одна женщина не могла подать в суд на мужа за изнасилование; брак закреплял доминирование мужчины над женщиной. Сегодня в ряде современных государств женщина пользуется равными правами со своим супругом.
Рассмотрев эти примеры эволюционирования брака, мы можем сформулировать еще одно его определение: брак представляет собой эволюционирующее социальное партнерство мужчины и женщины, регулируемое законами и правилами общества в конкретных исторических условиях.
Желание семейной пары быть вместе, принимать совместные решения, нести ответственность друг за друга уважается и поощряется законом. В большинстве государств закон требует оформления (регистрации) брака в государственных органах. В некоторых государствах правовое значение придается также браку, заключенному по религиозным обрядам.
На протяжении истории менялись конкретные формы семьи, однако семья как социальный институт не исчезала. Стабильность семьи связывают с наличием в ней устойчивой системы ценностей и механизмов преемственности ценностной системы в рамках семьи: от родителей — детям. Вспомним: в общефилософском понимании «ценность» представляет собой термин, указывающий на человеческое,социальное и культурное значение определенных явлений действительности. Философы подразделяют ценности на интегрирующие, т. е. консолидирующие поведение субъектов, и дифференцирующие, выявляющие особенности их поведения в обществе. В семейные ценности, согласно одному из последних исследований отечественных социологов, могут быть включены: 1) ценности супружества; 2) ценности, связанные с демократизацией отношений в семье; 3) ценности родительства, воспитания детей; 4) ценности родственных связей; 5) ценности, связанные с саморазвитием; 6) ценности внесемейных коммуникаций; 7) ценности профессиональной занятости.
Видит ли молодежь ценность супружества? Одно из исследований на эту тему провели несколько лет назад британские социологи. Они опросили почти две с половиной тысячи студентов и студенток колледжей (поровну и тех и других) в возрасте от 18 до 23 лет. 84% девушек и 70% юношей выразили желание со временем вступить в брак. Только 5% юношей и 2% девушек посчитали институт брака устаревшим. 86% девушек и 79% юношей пожелали в перспективе оставаться женой или мужем одного человека на протяжении всей жизни. (Сделайте вывод, представляет ли брак ценность для британской молодежи. Представьте, что подобный вопрос задан российским студентам. Как вы думаете, какими будут их ответы?)
Российские ученые также изучают проблему ценностей. Они отмечают, что молодое поколение по принципиальным ценностным ориентирам разделяет взгляды своих родителей. Ценностные характеристики личности, воспитываемые родителями, в сопоставлении с качествами, признанными молодежью, показывают абсолютное совпадение первых пяти позиций: хорошие манеры, трудолюбие, чувство ответ-
ственности, порядочность, терпимость и уважение к другим людям. Несмотря на это, существуют расхождения в ценностях между поколениями. В частности, они выявлены в оценке правил морали, определении значимости секса, важности отдельных качеств личности. Более ценными для молодых людей представляются независимость, решительность, настойчивость. Для их родителей более значимы бережливость, экономное отношение к деньгам и вещам, послушание.
Говоря о ценностях, социологи фиксируют в России совершенно нетипичную для взаимоотношений между поколениями ситуацию: в связи с резкими социально-экономическими изменениями родители нередко обращаются к несовершеннолетним детям за консультацией по жизненным вопросам и корректируют через детей свои представления о реальных ценностях современного российского общества. Дети становятся проводниками современных ценностей общества в сферу семьи.
Напомним: основой формирования и функционирования любого социального института является система социаль ных ролей и норм, которую общество создает для удовле творения той или иной социальной потребности.
^ — один из видов социальных ролей человека в обществе. Среди них выделяют роли супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные (дед, бабушка, прадед, внук, внучка, правнук и т. д.) и внутрипоколенные (старший сын, старшая дочь, младший брат и т. д.). Исполнение семейной роли зависит, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа, включающего ответы на вопросы: что соответствует ролевым ожиданиям членов семьи по отношению друг к другу? Что значит быть мужем или женой, старшим в семье или младшим? Какого поведения ждут от тебя? Какие правила, нормы диктует тебе общество? Важна также гибкость ролевого поведения — способность без особых затруднений выходить из одной роли и включаться в новую.
Изучение семьи как социального института предполагает характеристику формальных и неформальных норм и санкций в сфере семейных отношений. Нормы семейного поведения возникли еще в первобытном обществе и передавались из поколения в поколение, становясь коллективными привычками, обычаями, традициями. Они предписывали правила выбора и количество супругов, роль главы семейства, права и обязанности родственников, место жительства молодой семьи и др. Тех, кто соблюдал эти нормы, общество поддерживало, поощряло, тех, кто нарушал их, — наказывало. Так возник нормативный механизм института семьи. Одни нормы носят юридический характер и регламентируются законодательством, другие относятся к культурным, этическим и регламентируются обычаями и традициями.
Семейные роли и нормы, включенные в институт семьи, ориентированы на удовлетворение важных социальных потребностей. С удовлетворением этих потребностей связаны функции семьи.
Ученые выделяют два основных источника возникновения функций семьи: потребности общества и потребности семьи как группы. В 10 классе вы познакомились с репродуктивной, воспитательной, хозяйственно-экономической, эмоционально-психологической, рекреационной, социально-статусной и сексуальной функциями семьи. Нетрудно определить, какие из этих функций направлены на удовлетворение потребностей и группы, и общества, а какие — прежде всего самой семьи и каждого из ее членов. Функции семьи тесно связаны с социально-экономическими условиями жизнедеятельности общества и меняются в связи с их изменениями, т. е. носят историческийхарактер. Однако на любой ступени своего развития общество нуждается в семье как механизме воспроизводства новых поколений и социализации потомства: без этого невозможно обеспечение жизни социума, самосохранение общества.
Институт семьи существует во всех обществах, хотя природа семейных отношений в каждом из них может иметь ярко выраженные особенности. На первых этапах развития общества семейные отношения регулировались племенными и родовыми обычаями, религиозными и нравственными представлениями. (Вспомните известные вам из художественных произведений сюжеты, в которых отразились нормы и санкции первобытного общества.) С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер: социальный контроль и санкции наряду с общественным мнением начали осуществлять государственные органы. В частности, государство стало санкционировать союз мужчины и женщины с целью создания семьи, т. е. их вступление в брак.
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ БРАКА
В зависимости от формы брака исследователи различают моногамную и полигамную семью. Моногамный брак (от греч. monos — один) предусматривает существование брачной пары — мужа и жены (брак одного мужчины с одной женщиной в одно время). Полигамный брак (от греч. poly — много) предполагает, что у мужа или жены есть право иметь нескольких жен или мужей одновременно. В современном обществе существуют как моногамные браки, так и отдельные виды полигамии: групповой брак (например, на Маркизских островах), полиандрия, или многомужество (например, в некоторых племенах Южной Индии
и Тибета), полигиния, или многоженство (например, в мусульманских странах).
Большинство древних цивилизаций видели в браке средство продолжения рода и механизм передачи прав собственности. Брак «привязывал» женщину к мужчине и гарантировал, что дети являются биологическими наследниками мужа. История знает множество династических браков и экономических брачных союзов. Нередко брак становился предметом торга, инструментом перераспределения имущества и власти.
Брак, как уже отмечалось, эволюционирует вместе с об ществом. Брак долго считался союзом на всю жизнь, и во многих странах разводы были запрещены. Всего 30 лет назад ни одна женщина не могла подать в суд на мужа за изнасилование; брак закреплял доминирование мужчины над женщиной. Сегодня в ряде современных государств женщина пользуется равными правами со своим супругом.
Рассмотрев эти примеры эволюционирования брака, мы можем сформулировать еще одно его определение: брак представляет собой эволюционирующее социальное партнерство мужчины и женщины, регулируемое законами и правилами общества в конкретных исторических условиях.
Желание семейной пары быть вместе, принимать совместные решения, нести ответственность друг за друга уважается и поощряется законом. В большинстве государств закон требует оформления (регистрации) брака в государственных органах. В некоторых государствах правовое значение придается также браку, заключенному по религиозным обрядам.
На протяжении истории менялись конкретные формы семьи, однако семья как социальный институт не исчезала. Стабильность семьи связывают с наличием в ней устойчивой системы ценностей и механизмов преемственности ценностной системы в рамках семьи: от родителей — детям. Вспомним: в общефилософском понимании «ценность» представляет собой термин, указывающий на человеческое,социальное и культурное значение определенных явлений действительности. Философы подразделяют ценности на интегрирующие, т. е. консолидирующие поведение субъектов, и дифференцирующие, выявляющие особенности их поведения в обществе. В семейные ценности, согласно одному из последних исследований отечественных социологов, могут быть включены: 1) ценности супружества; 2) ценности, связанные с демократизацией отношений в семье; 3) ценности родительства, воспитания детей; 4) ценности родственных связей; 5) ценности, связанные с саморазвитием; 6) ценности внесемейных коммуникаций; 7) ценности профессиональной занятости.
Видит ли молодежь ценность супружества? Одно из исследований на эту тему провели несколько лет назад британские социологи. Они опросили почти две с половиной тысячи студентов и студенток колледжей (поровну и тех и других) в возрасте от 18 до 23 лет. 84% девушек и 70% юношей выразили желание со временем вступить в брак. Только 5% юношей и 2% девушек посчитали институт брака устаревшим. 86% девушек и 79% юношей пожелали в перспективе оставаться женой или мужем одного человека на протяжении всей жизни. (Сделайте вывод, представляет ли брак ценность для британской молодежи. Представьте, что подобный вопрос задан российским студентам. Как вы думаете, какими будут их ответы?)
Российские ученые также изучают проблему ценностей. Они отмечают, что молодое поколение по принципиальным ценностным ориентирам разделяет взгляды своих родителей. Ценностные характеристики личности, воспитываемые родителями, в сопоставлении с качествами, признанными молодежью, показывают абсолютное совпадение первых пяти позиций: хорошие манеры, трудолюбие, чувство ответ-
ственности, порядочность, терпимость и уважение к другим людям. Несмотря на это, существуют расхождения в ценностях между поколениями. В частности, они выявлены в оценке правил морали, определении значимости секса, важности отдельных качеств личности. Более ценными для молодых людей представляются независимость, решительность, настойчивость. Для их родителей более значимы бережливость, экономное отношение к деньгам и вещам, послушание.
Говоря о ценностях, социологи фиксируют в России совершенно нетипичную для взаимоотношений между поколениями ситуацию: в связи с резкими социально-экономическими изменениями родители нередко обращаются к несовершеннолетним детям за консультацией по жизненным вопросам и корректируют через детей свои представления о реальных ценностях современного российского общества. Дети становятся проводниками современных ценностей общества в сферу семьи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий