четверг, 26 декабря 2013 г.

Институт семьи и брака

СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Напомним: основой формирования и функционирования любого социального института является система социаль ных ролей и норм, которую общество создает для удовле творения той или иной социальной потребности.

^ Семейные роли — один из видов социальных ролей чело­века в обществе. Среди них выделяют роли супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные (дед, бабушка, прадед, внук, внучка, правнук и т. д.) и внутрипоколенные (старший сын, старшая дочь, младший брат и т. д.). Исполнение семейной роли зависит, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа, включающего ответы на вопросы: что соот­ветствует ролевым ожиданиям членов семьи по отношению друг к другу? Что значит быть мужем или женой, старшим в семье или младшим? Какого поведения ждут от тебя? Ка­кие правила, нормы диктует тебе общество? Важна также гибкость ролевого поведения — способность без особых за­труднений выходить из одной роли и включаться в новую.

Изучение семьи как социального института предполагает характеристику формальных и неформальных норм и санк­ций в сфере семейных отношений. Нормы семейного поведе­ния возникли еще в первобытном обществе и передавались из поколения в поколение, становясь коллективными при­вычками, обычаями, традициями. Они предписывали прави­ла выбора и количество супругов, роль главы семейства, права и обязанности родственников, место жительства моло­дой семьи и др. Тех, кто соблюдал эти нормы, общество под­держивало, поощряло, тех, кто нарушал их, — наказывало. Так возник нормативный механизм института семьи. Одни нормы носят юридический характер и регламентируются за­конодательством, другие относятся к культурным, этичес­ким и регламентируются обычаями и традициями.

Семейные роли и нормы, включенные в институт семьи, ориентированы на удовлетворение важных социальных по­требностей. С удовлетворением этих потребностей связаны функции семьи.

Ученые выделяют два основных источника возникнове­ния функций семьи: потребности общества и потребности семьи как группы. В 10 классе вы познакомились с репро­дуктивной, воспитательной, хозяйственно-экономической, эмоционально-психологической, рекреационной, социально-статусной и сексуальной функциями семьи. Нетрудно опре­делить, какие из этих функций направлены на удовлетворе­ние потребностей и группы, и общества, а какие — прежде всего самой семьи и каждого из ее членов. Функции семьи тесно связаны с социально-экономическими условиями жизнедеятельности общества и меняются в связи с их измене­ниями, т. е. носят историческийхарактер. Однако на лю­бой ступени своего развития общество нуждается в семье как механизме воспроизводства новых поколений и социа­лизации потомства: без этого невозможно обеспечение жиз­ни социума, самосохранение общества.

Институт семьи существует во всех обществах, хотя при­рода семейных отношений в каждом из них может иметь ярко выраженные особенности. На первых этапах развития общества семейные отношения регулировались племенными и родовыми обычаями, религиозными и нравственными представлениями. (Вспомните известные вам из художест­венных произведений сюжеты, в которых отразились нормы и санкции первобытного общества.) С возникновением госу­дарства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер: социальный контроль и санкции наряду с обще­ственным мнением начали осуществлять государственные органы. В частности, государство стало санкционировать со­юз мужчины и женщины с целью создания семьи, т. е. их вступление в брак.

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ БРАКА
В зависимости от формы брака исследователи различают моногамную и полигамную семью. Моногамный брак (от греч. monos — один) предусматривает существование брач­ной пары — мужа и жены (брак одного мужчины с одной женщиной в одно время). Полигамный брак (от греч. poly — много) предполагает, что у мужа или жены есть пра­во иметь нескольких жен или мужей одновременно. В со­временном обществе существуют как моногамные браки, так и отдельные виды полигамии: групповой брак (напри­мер, на Маркизских островах), полиандрия, или много­мужество (например, в некоторых племенах Южной Индии
и Тибета), полигиния, или многоженство (например, в му­сульманских странах).

Большинство древних цивилизаций видели в браке сред­ство продолжения рода и механизм передачи прав собствен­ности. Брак «привязывал» женщину к мужчине и гаранти­ровал, что дети являются биологическими наследниками мужа. История знает множество династических браков и экономических брачных союзов. Нередко брак становился предметом торга, инструментом перераспределения имуще­ства и власти.

Брак, как уже отмечалось, эволюционирует вместе с об ществом. Брак долго считался союзом на всю жизнь, и во многих странах разводы были запрещены. Всего 30 лет на­зад ни одна женщина не могла подать в суд на мужа за из­насилование; брак закреплял доминирование мужчины над женщиной. Сегодня в ряде современных государств женщи­на пользуется равными правами со своим супругом.

Рассмотрев эти примеры эволюционирования брака, мы можем сформулировать еще одно его определение: брак представляет собой эволюционирующее социальное парт­нерство мужчины и женщины, регулируемое законами и правилами общества в конкретных исторических условиях.

Желание семейной пары быть вместе, принимать совмест­ные решения, нести ответственность друг за друга уважает­ся и поощряется законом. В большинстве государств закон требует оформления (регистрации) брака в государст­венных органах. В некоторых государствах правовое значе­ние придается также браку, заключенному по религиозным обрядам.

ТРАДИЦИОННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ

На протяжении истории менялись конкретные формы се­мьи, однако семья как социальный институт не исчезала. Стабильность семьи связывают с наличием в ней устойчи­вой системы ценностей и механизмов преемственности ценностной системы в рамках семьи: от родителей — де­тям. Вспомним: в общефилософском понимании «ценность» представляет собой термин, указывающий на человеческое,социальное и культурное значение определенных явлений действительности. Философы подразделяют ценности на ин­тегрирующие, т. е. консолидирующие поведение субъектов, и дифференцирующие, выявляющие особенности их поведе­ния в обществе. В семейные ценности, согласно одному из последних исследований отечественных социологов, могут быть включены: 1) ценности супружества; 2) ценности, свя­занные с демократизацией отношений в семье; 3) ценности родительства, воспитания детей; 4) ценности родственных связей; 5) ценности, связанные с саморазвитием; 6) ценнос­ти внесемейных коммуникаций; 7) ценности профессиональ­ной занятости.

Видит ли молодежь ценность супружества? Одно из ис­следований на эту тему провели несколько лет назад бри­танские социологи. Они опросили почти две с половиной ты­сячи студентов и студенток колледжей (поровну и тех и других) в возрасте от 18 до 23 лет. 84% девушек и 70% юношей выразили желание со временем вступить в брак. Только 5% юношей и 2% девушек посчитали инсти­тут брака устаревшим. 86% девушек и 79% юношей поже­лали в перспективе оставаться женой или мужем одного че­ловека на протяжении всей жизни. (Сделайте вывод, представляет ли брак ценность для британской молодежи. Представьте, что подобный вопрос задан российским студен­там. Как вы думаете, какими будут их ответы?)

Российские ученые также изучают проблему ценностей. Они отмечают, что молодое поколение по принципиальным ценностным ориентирам разделяет взгляды своих родите­лей. Ценностные характеристики личности, воспитываемые родителями, в сопоставлении с качествами, признанными молодежью, показывают абсолютное совпадение первых пя­ти позиций: хорошие манеры, трудолюбие, чувство ответ-

ственности, порядочность, терпимость и уважение к другим людям. Несмотря на это, существуют расхождения в ценно­стях между поколениями. В частности, они выявлены в оценке правил морали, определении значимости секса, важ­ности отдельных качеств личности. Более ценными для мо­лодых людей представляются независимость, решитель­ность, настойчивость. Для их родителей более значимы бережливость, экономное отношение к деньгам и вещам, по­слушание.

Говоря о ценностях, социологи фиксируют в России со­вершенно нетипичную для взаимоотношений между поколе­ниями ситуацию: в связи с резкими социально-экономи­ческими изменениями родители нередко обращаются к не­совершеннолетним детям за консультацией по жизненным вопросам и корректируют через детей свои представления о реальных ценностях современного российского общества. Дети становятся проводниками современных ценностей об­щества в сферу семьи.

Этнос и нация. Межэтнические отношения и национальная политика

В курсах истории рассматривались различные формы сплочения людей — род, племя, народность, нация.Это го­ворит о том, что формы внутриэтнической и межэтнической консолидации людей не остаются неизменными. Так, исто­рически первые формы сплочения — род и племя — харак­терны для примитивных, доиндустриальных общественных систем (с позиций формационного подхода — первобытно­общинных).

С развитием торговых связей, общественного разделения труда усложнились и социальные связи людей, ранее при­надлежавших к различным племенам. На первый план вы­двигаются уже не родовые, а социальные и территориаль­ные связи. На новой социально-территориальной основе начинают складываться новые формы общности людей — на­родности или народы. Помимо социально-территориального единства, этнологи отмечают еще одну важнейшую черту новых сообществ — многоэтничностъ их состава, при кото­ром, однако, сохраняется относительно автономное груп­пирование различных этносов (например, при образовании древнерусской народности (IX—X вв.) в нее, кроме славян­ских племен, вошли угро-финские, балтийские, а позже представители тюркских народов).

НАЦИЯ И НАЦИОНАЛЬНОСТЬ

Существует по крайней мере две трактовки понятия на­ции. Согласно одной из них, нация — это исторически сло­жившаяся общность людей на основе общности территории, экономического уклада, системы политических связей, язы­ка, культуры и психологического склада, проявляющегося в общегражданском сознании и самосознании. В данном случае подчеркивается общегражданская сущность новой формы консолидации людей. Однако в таком понимании на­ции отсутствует этнический компонент. В западной социо­логии нация, как правило, понимается как согражданство, основанное на индустриально развитой социально ориенти­рованной демократии. Во многих современных демократи­ческих странах термин «нация» давно используется в значении «согражданство», «народ данной страны», «сово­купность граждан государства».

Тем не менее реальный современный мир остается поли этничным — 90% народов живут в многоэтнических (мно­гонациональных) государствах. Понятие «народ» (этнос) не только не утратило своего значения, но, напротив, стало принципиальным в современных национальных отношени­ях. Хорошо известно, что государство сохраняет стабиль­ность до тех пор, пока остаются стабильными межэтничес­кие (межнациональные) отношения населяющих его народов. А межэтнические конфликты, как вы знаете, мо­гут возникать в государствах с самым разным уровнем раз­вития цивилизации (например, в странах Азии и Африки, в Великобритании, Канаде, Испании и Бельгии). Опасность таких конфликтов огромна: они способны расколоть самые мощные государства.

В другой трактовке нация определяется как особая исто­рическая общность людей, характеризующаяся общностью происхождения, языка, территории, экономического уклада, а также психического склада и культуры, проявляющихся в этническом сознании и самосознании.

В этом случае, как видим, понятие «нация» соответству­ет новой форме внутриэтнической консолидации людей, т. е. этносу в условиях Нового и Новейшего времени. Таким образом, в одной интерпретации нация означает сограждан ствОу в другой — этнос. Подобная двусмысленность приво­дит многих ученых к выводу, что понятие нации нельзя считать строго научной категорией.
ЭТНИЧЕСКОЕ МНОГООБРАЗИЕ СОВРЕМЕННОГО МИРА

История народов — непрерывный этногенез, т. е. процесс непрерывного возникновения и развития этнических общно­стей. Современное человечество представлено всем многооб­разием этносов: на Земле живут и племена, и народности, и нации (что связано с разнообразием условий их жизне­деятельности). Не случайно ученые иронизируют: легче пересчитать звезды, чем этносы.
Действительно, науке до сих пор не удалось установить, сколько же этносов живет на Земле. Число государств изве­стно точно — 226. А этносов? Их насчитывают от 3 до 5 тыс. (все зависит от методики подсчета).

^ Демографическая ситуация прослеживается точнее. Еще в начале XX в. численность населения Земли приближалась к 2 млрд человек, а к концу века — уже к 6 млрд человек. За век численность населения планеты утроилась.

Для того чтобы можно было рассматривать этническое многообразие в определенной системе, специалисты предла­гают классифицировать народы мира. Основания классифи­кации могут быть разными. В частности, классифицируют по следующим основаниям: географическому, языковому, антропологическому (содержание каждого из направлений классификации знакомо вам из курсов биологии, географии и истории).

^ Географическая классификация вам хорошо известна: вы­деляют народы Европы, народы Азии, народы Африки, на­роды Америки, народы Австралии и Океании. А две другие классификации рассмотрим подробнее.

^ Языковая классификация дает представление об этниче­ском родстве народов и общих истоках происхождения раз­личных культур. Она основана, во-первых, на представле­нии о взаимопонимании между людьми, принадлежащими к одной этнической группе. Во-вторых, учитывает осознание самими людьми своей культурно-языковой близости с дру­гими народами. В-третьих, родство между языками и куль­турами более отдаленного типа, которое определяется поня­тием «языковая семья». Всего выделяют 12 языковых семей, и они охватывают 96% из 6 тыс. известных языков мира.

Индоевропейская языковая семья — одна из самых рас­пространенных на Земле. В нее входят все славянские, бал­тийские, германские, кельтские, романские, иранские, ин-доарийские языки. Родство языков во многих случаях свидетельствует о единстве происхождения и родстве самих этих народов.

Сегодня считается доказанным родство большинства язы­ковых семей Европы, Африки и Азии: афразийской (семит-ско-хамитской), картвельской (грузинской), индоевропей­ской, дравидской (языки коренного населения Индостана и ряда прилегающих районов), уральской и алтайской. Суще­ствует также гипотеза, что все языки мира, несмотря на различия, имеют некоторые общие черты. Но это пока толь­ко гипотеза.

^ Антропологическая классификация основана на принци­пе деления народов по расам (что также вам известно). Все люди планеты относятся к одному биологическому виду.


Межэтнические (межнациональные) отношения — отно­шения между этносами (народами), охватывающие все сфе­ры общественной жизни.

Основная научная проблема — определить исходя из идей гуманизма, анализа исторического опыта оптимальные пути регулирования межэтнических отношений. Проблема много­аспектна, включает вопросы истории и современной повсе­дневной жизни, духовного мира личности, культуры, обра­зования, социологии, психологии, экономических, полити­ческих, правовых отношений; поэтому ученые используют методы ряда гуманитарных наук. С середины XIX в. всесто­ронне исследует проблему этнология — наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самооргани­зации, их коллективного поведения, взаимодействия лично­сти и социальной среды.

Этнология выделяет два уровня межэтнических отноше­ний. Один уровень — взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни: политике, культуре, производ­стве, науке, искусстве и т. п. Другой уровень — межлично­стные отношения людей различной этнической принад­лежности в разных формах общения — трудовом, семейно-бытовом, образовательном, неформальных видах взаимоот­ношений.

Межнациональные отношения находят свое выражение в человеческих действиях и во многом зависят от индивиду­ального поведения и его мотивации, которая базируется на личном опыте, овладении культурными нормами, влиянии семьи, ближайшего окружения.

Для этнических процессов современности характерны две тенденции: интеграции — сотрудничества, объединения раз­ных этногосударственных общностей, сближения всех сто­рон жизни народов; дифференциации — стремления народов к национальной самостоятельности.

Межэтнические отношения могут быть дружественными, взаимоуважительными либо, наоборот, конфликтными, враждебными.
^ МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Стихийно складывавшееся сотрудничество многие века известно человечеству, состоящему из огромного количества общностей, представляющих в совокупности этнически сме­шанную среду, где часто действует продуктивное сотрудни­чество в производстве материальных благ, в повседневной жизни; создание и сбережение национальных культурных ценностей сочетается с познанием других культур.
В XX в. отмечается возрастание интеграционных тен денций двоякой направленности:

  • экономическая, политическая интеграция, ведущая к
    образованию союзов государств;

  • интеграция национальных образований в пределах мно­
    гонациональной страны. Это может отвечать интересам на­
    родов, живущих в едином государстве, способствовать ук­
    реплению этого единства.

Значителен отечественный опыт межнационального со­трудничества. Во всех отраслях хозяйства и культуры СССР плодотворно трудились многонациональные коллективы. Сплоченность народов ярко проявилась в боях, труде, по­вседневной жизни в годы Великой Отечественной войны, в послевоенном возрождении страны.

Сотрудничество в культурной сфере обеспечило ликвида­цию неграмотности, создание письменности 50 этносов, рас­цвет яркого, самобытного искусства малочисленных наро­дов. Ученые отмечают, что в Советском Союзе в XX в. не исчезла ни одна малая культура и фактически сохранилась вся этническая мозаика огромного государства, в то время как в других регионах мира исчезли сотни малых культур. В то же время ошибки и преступления органов тоталитар­ной власти привели к тяжелым трагедиям многих людей и целых народов. Многовековые национальные связи были на­рушены из-за непродуманного административно-территори­ального деления, ухудшилась экологическая обстановка в регионах проживания коренных малочисленных этносов. Насильственное переселение народов, незаслуженно обви­ненных в пособничестве немецким оккупантам, нанесло большой урон достоинству сотен тысяч людей, тяжело отра­зилось на их судьбах. Потребовалось длительное время для восстановления нарушенных прав народов нашей страны.

В Европе, других частях света в последней трети XX в. широкое развитие получила интеграция в сфере экономики, а затем и политики. Это связано с процессом глобализации, складыванием постиндустриального, информационного об­щества, а также с необходимостью единства в борьбе с меж­дународным терроризмом.
Наряду с тенденцией к международной интеграции суще­ствует и тенденция к дифференциации. Она проявляется в разных формах. В основном в мирной форме прошло обра­зование независимых постсоветских государств, разделение Чехословакии на два государства — Чехию и Словакию. Вооруженные действия сопровождали распад Югославии.
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ

Понятие «социальный конфликт» вам известно. К числу значимых для индивида и человечества относятся конфлик­ты между этническими общностями. В научных трудах эт­нический конфликт часто определяется как любая форма гражданского, политического или вооруженного противобор­ства, в котором стороны (или одна из них) мобилизуются, действуют и страдают, исходя из этнических различий.

Это определение вызвало возражение, ибо оно рассматри­вает конфликт как стадию крайнего обострения противоре­чий. Была предложена более широкая трактовка: этничес­кий конфликт — это любая конкуренция (соперничество) между группами, от противоборства за обладание ограничен­ными ресурсами до социальной конкуренции, во всех тех случаях, когда противостоящая сторона определяется с точ­ки зрения этнической принадлежности ее членов.
Рассмотрим основные причины конфликтов, ярко выра­жающихся в целях и действиях противоборствующих сто­рон.

^ Территориальные причины — борьба за изменение гра­ниц, за присоединение к другому («родственному» с куль­турно-исторической точки зрения) государству, за создание нового независимого государства. Эти требования смыка­ются с политическими целями движений, стремящихся к образованию «собственного» суверенного государства. Требо­вания сепаратистского1 характера особенно опасны, ибо они непосредственно затрагивают большие массы людей, связа­ны с вопросами о разделе или упразднении государства. «Речь идет о том, — пишет один из российских этноло­гов, — в каком государстве жить, кому подчиняться, на ка­ком языке говорить, кому молиться, как перемещаться, кто будет защищать жизнь и собственность людей, наконец, ка­кой гимн петь и каких героев и какие могилы почитать».

^ Экономические причины — борьба этносов за обладание собственностью, материальными ресурсами, среди которых большую ценность, в частности, имеют земля, недра.

^ Социальные причины — требования гражданского равно­правия, равенства перед законом, в образовании, в оплате труда, равенства при приеме на работу, особенно на престижные места в органах власти.

^ Культурно-языковые причины — требования сохранения или возрождения, развития языка, культурной общности. Умаление роли родного языка, сплачивающего этническую общность в единое целое, особенно остро воспринимается и нередко служит причиной конфликта.

В мире существуют сотни национальных культур, каж­дый этнос обладает самобытной культурой, относится к ней бережно. Попытки принизить ее значение в угоду культуре другого, более крупного этноса вызывают протест, могут служить причиной конфликта. Есть и другая опасность: иногда этнос исходит из того, что его культура призвана до­минировать по отношению к другим культурам.

Источником межэтнической напряженности служит на­ционализм — идеология, психология, политика групп лю­дей, утверждающих приоритет национальных ценностей пе­ред всеми другими, верховенство интересов своего этноса.
РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Возникает вопрос: можно ли исключить появление кон­фликтов с этнической составляющей? Пока положительный ответ невозможен из-за того, что многие этнические группы живут в предконфликтных условиях, испытывают значи­тельные социальные трудности, ощущают (в том числе и в повседневной жизни) пренебрежение к своей культуре, язы­ку, традициям, обычаям. Все это вызывает массовые проте-стные настроения, нередко ведущие к социально опасному, разрушительному поведению (особенно в толпе).

Потребуется долгое время для того, чтобы большинство людей стало способно проявлять терпимость. Но уже сейчас возможно смягчение ипредотвращение конфликтных ситу­аций путем регулирования межэтнических отношений. На­помним: регулировать означает упорядочивать, налаживать.

^ Гуманистический подход — главный ориентир в реализа­ции морального, политического, правового регулирования межэтнических отношений. Основные черты этого подхода:

  • признание и уважение многообразия культур, привер­
    женность идеям мира, согласия, неприятие насилия в отно­
    шениях между народами;

  • развитие и постоянное функционирование демократии,
    обеспечение реализации прав и свобод личности, этнических
    сообществ, независимо от их национальной принадлежнос­
    ти

среда, 30 октября 2013 г.

Демографическое население Челябинской области.

1) Социально - демографическая ситуация в Челябинской области характеризуется как сложная. Численность населения с каждым годом падает. В 2006 году численность населения составила 3516,3 тыс. чел., что меньше по сравнению с 2005г. (3531,3тыс. чел.), 2004(3551,4 тыс. чел.) и т.д.
2) Отток населения из сельских районов продолжается, из-за  обостряются социально - экономические  проблемы крупных городов и ухудшается положение села.
3) Из общей численности - население в трудоспособном возрасте составляет 2219,7тыс. чел. (58%); 20,8%-моложе трудоспособного возраста, старше трудоспособного возраста - 20,7%.
4) В Челябинской области снизилась рождаемость на 35% по отношению к 1991 г. Коэффициент рождаемости составил 10,8 (по сравнению с 1991г. - 12,2). Рождаемость в области не обеспечивает даже простого воспроизводства населения.
5)В Челябинской области смертность населения снизилась на 1,4% по сравнению с 2012 годом. Общая смертность составила 14,3 на тысячу человек, тогда как за аналогичный период прошлого года этот показатель равнялся 14,5.
6)В Челябинской области увеличивается перевес в сторону женской половины человечества: сегодня женщин почти на 300 тысяч больше чем мужчин. В процентах соотношение мужчин и женщин составляет 45,8 к 54,2. Отметим, что по итогам переписи 2002 года мужчин на Южном Урале было на полпроцента больше.
7)С 1999 года произошёл резкий спад миграции населения в область. Начиная с 2005 года миграционный прирост вновь стал положительным, то есть число въезжающих на территорию области превысило число выезжающих за ее пределы.  В последние пять лет в Челябинской области складывается стабильная миграционная ситуация. Приграничный статус региона обеспечивает определенное постоянство по количеству и по качеству миграции на нашей территории. Ежегодно, по официальным данным, объем миграционных потоков через пункты пропуска, расположенные на территории области, ежегодно возрастает примерно на 12 процентов. Большая часть из прироста – это вышедшие из тени нелегалы. 



Информация взята:
NR2.ru: http://www.nr2.ru/chel/325837.htmlhttp://library.mephi.ru/data/scientific-sessions/2001/11/2035.htm
http://uralpress.ru/reviews/artur-damert-chelyabinskaya-oblast-yavlyaetsya-privlekatelnoy-dlya-migrantov
http://uralpress.ru/news/2013/09/09/v-chelyabinskoy-oblasti-sokratilas-smertnost

понедельник, 23 сентября 2013 г.

Социальные статусы и роли.

Что такое социальный статус 
Положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, социальным положением, профессией и другими показателями и предполагающее определенные права и обязанности, называется социальным статусом.
Реально любой человек занимает в обществе много позиций. К примеру, школьник: так же он является молодым человеком, сыном, часто внуком, братом и т. д. Это является статусным набором. Позиция, которая является для человеком наиболее существенной, определяет его социально - это будет главным статусом.
Так же существуют предписанные статусы такие как пол, расовая принадлежность, возраст - эти статусы даны от рождения  и не зависят от личности. В то же время образованным , владеющим определенной специальностью человек становится - он обретает новые статусы, их называют достигаемыми.Различные статусы человека могут вступать в противоречие. В открытых, динамично развивающихся обществах достигаемые статусы имеют существенно большее значение, чем предписанные.
С понятием социального статуса связано другое понятие - "престиж".
Престиж - это оценка обществом или социальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми.
Понятием "авторитет" также обозначают степень признания группой людей или обществом личных и деловых качеств какого - либо из их членов. Авторитет  обычно отражает степень влияние личности в социальной группе или обществе.
Социальные роли личности
От человека, занимающего определенное социальное положение, окружающие ждут соответствующего поведения. Оценивая ролевое поведение личности , мы соотносим его с неким типичным представлением о том, как следует поступать, держаться, одеваться человеку данного социального положения.
Ожидание, предписание соответствующего статусу поведения называют в социологии социальной ролью.
Совокупность ролей, выполняемых человеком, называется ролевым набором. Овладеть им бывает не просто. Подчас человек ведет себя совсем не в соответствии со своей статусной ролью.. Несовпадение ожидаемого в соответствии со статусом поведения и реальных поступков личности вызывает не понимание со стороны окружающих, а не редко и осуждение.
Напряженные отношения - ролевой конфликт - возникают и в тех ситуациях, когда человеку приходится придерживаться требований трудно совместимых ролей.
Весь мир - театр.В нем женщины, мужчины - все актеры.У них есть выходы, уходы.И каждый не одну играет роль.Семь действий в пьесе той.Младенец, школьник, юноша, любовник,Солдат, судья, старик.
 И все же в реальной жизни роли человека не заказаны от рождения. Человек одновременно и автор, и актер им самим написанной драмы .
Социализация личности
Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных ролей и норм, духовных ценностей называется социализацией.
Вне постоянных связей с другими людьми социализация невозможна. Особенно эти контакты важны в раннем возрасте.

воскресенье, 22 сентября 2013 г.

Социальная структура и социальные отношения.

Социальная стратификация
Взрослеть в обществе, это значит все больше узнавать о том, чем же люди отличаются друг от друга, и не только как индивиды, но и как социальные типы.
Разделение общества на группы называют социальной дифференциацией.
В зависимости от обладания ресурсами и благами группы людей выстраиваются вдоль некой шкалы неравенства. Большая группа людей, находящаяся на определенной позиции на этой шкале, получила название страта, а совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев - социальная стратификация.


Социальная стратификация по Марксу
К. Маркс и его сторонники главной формой социальной стратификации считали общественный класс. Само понятие "социальный класс" появилось давно.Согласно распределительной теории классов в эпоху Просвещения основными разграничительными признаками выступают размер и форма дохода. С учетом этого выделяют три класса:
1)Собственники земли (феодалы), получающие ренту
2) Владельцы капитала (буржуазия), получающие прибыль
3) Рабочие, располагающие своим трудом, получающие заработную плату
К. Маркс, опираясь на идеи предшественников, создал новую теорию классов. Главным классообразующим признаком он считал отношение собственности на средства производства.  Одну группу составлял класс, имеющий эту собственность, другую - ее лишенный.
Таким образом, классовую стратификацию общества, по Марксу, определяют экономические факторы. При этом он не отрицал и некоего субъективного измерения данного процесса - классового сознания. оно не всегда правильно отражает реальное положение дел. Важнейшую задачу революционер Маркс видел в том, чтобы показать пролетариату его истинное положение в обществе как эксплуатируемого и угнетаемого класса.
 Марксистский подход к изучению социальной структуры общества долгое время оставался одним из наиболее влиятельных в социологии. Многие соглашались с выдвинутыми идеями, но появилось немало исследователей, которые, отталкиваясь от марксистской теории, выдвигали альтернативные идеи.
Социальная стратификация по Веберу
М. Вебер, подобно К. Марксу, так же выделял в социальной структуре классы и использовал для этого экономический критерий - богатство т. е. накопленный доход. В свою очередь этот показатель он связывает и с отношениями собственности на средства производства, и в целом с системой рынка, прежде всего с рынком труда.
Помимо классов, Вебер выделяет более четкие и значимые для каждого человека группы, названные им статусные. Такие группы могут возникать как в рамках общественного класса, так и вне их. к последним можно отнести касты, сословия.
Критерии выделения статусных групп разнообразны: этническая принадлежности, территориальная общность, религиозные взгляды, общность профессии. Но одной из важнейших характеристик этих групп и одновременно критерием их выделения является престиж - оценка их социально положения общественным мнением.
Вебер выделил еще один тип стратификации, основанный на власти. С этих позиций в обществе можно выделить группы, влияющие на принятие политических решений, и группы, лишенные такой возможности.
Итог: веберовский подход к стратификации основывается на трех главных критериях: собственности, престиже, власти.
Социальная мобильность и "социальные лифты" 
https://docs.google.com/document/d/1DAxP1eP1Xma5L8JBXOEN7SpQF5HuSP33vU7GBTOF1R4/edit
Люмпены и маргиналы
К люмпенам относят людей, опустившихся на "дно" общественной жизни, - бродяг, нищих, бомжей. Как правило это выходцы из различных слоев  и классов. Увеличение численности этой группы опасно для общества т. к. они служат питательной средой для всякого рода экстремистских организаций.
Иное положение и социальная  роль у маргиналов. К ним относятся группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями

суббота, 25 мая 2013 г.

Семья как малая группа.

Семья - это социальная общность, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общим бытом и взаимной моральной ответственностью.
ОСОБЕННОСТИ СЕМЬИ КАК МАЛОЙ ГРУППЫ
-Мы нуклеарная семья (т. е. наша семья состоит из супружеской пары и двух детей)
-Семья полная (двое родителей)
-Малодетная (двое детей)
- Партнерская, или эгалитарная (семейные обязанности распределены между ее членами, хотя иногда всем главенствует мама:))
Функции нашей семьи:
-Репродуктивная (мы с братом)
-Воспитательная
-Хозяйственно - экономическая
-Эмоционально - психологическая
-Рекреационная
ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ:
-Групповая направленность (семья имеет определенную цель в воспитании детей)
-Эмоциональная атмосфера (положительная, но при большой разнице возраста между детьми,обстановка бывает напряженной)
-Семейные конфликты (как таковые отсутствуют, разве что только между мной и братиком:))
ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ
Стиль воспитания "сотрудничество":родители спрашивают советы у меня, а так же помогают при решении моих проблем.

четверг, 2 мая 2013 г.

Наш класс как малая группа

Наш класс является малой группой по следующим признакам:
-Это психологическая и поведенческая общность членов в группе. (Мы все осознаем свою принадлежность к классу и наличие так называемого "мы чувства")
-Численность нашего класса составляет 27 человек
-Общение и совместная деятельность присутствует, так же как групповая  норма поведения
-Мы социальная, открытая динамическая система (Т.к. элементами являются одноклассники и возникающие между нами отношения, которые меняются и развиваются)

Мы являемся реальной группой, потому что возникли в связи с потребностями общества, а точнее учебного заведения. И по желанию включенных в эту группу людей.

Наш класс является малой естественной группой, так как возник в ходе развития общества.
Среди естественных групп выделяют первичные и вторичные. Наш класс является первичной группой, потому что между нами существуют непосредственные контакты.
Так же среди малых групп выделяют формальные и неформальные.
Класс является формальной группой,т.к. это определенная организация со специфическими задачами по достижению конкретной цели. При этом внутри формальной группы образованна неформальная, поделенная на несколько частей, группа. Это добровольные объединения на основе общих интересов, дружеских связей и взаимных симпатий.

Отчасти мы являемся референтной группой, потому что частично выполняем нормативные и сравнительные функции.

Межличностные отношения в нашем классе носят как официальный характер (т.к. школа установила определенные правила поведения учеников), так и неофициальный (это наше личное отношение к тому или иному человеку).  Так же это деловые отношения, как между учителем и учеником.И личные (основанные на антипатии или симпатии к человеку). Рациональные и эмоциональные отношения так же присутствуют

Интеграция у нас в классе частично отсутствует, т.к. так таковые процессы сплоченности, руководства и лидерства у нас отсутствует.

Межличностная совместимость в нашем классе не абсолютна. За имением разного понимания, разных характеров и ценностей, наш класс разделен на несколько групп, в которых чаще всего и происходит основное общение и совместимость людей. Но иногда наш класс может сплотиться и действовать, как одна команда.

Согласно конкретным показателям групповая сплоченность у нас присутствует.
Первое, большинство из нас положительно друг к другу относятся.
Второе, степень привлекательности группы у нас достаточно большая
Третье, степень удовлетворения потребностей, или мотивационная  сплоченность присутствует отчасти.

Конформность или нонконформность у нас присутствуют. И иногда бывают ярко выраженными. Конформность бывает внешней и внутренней. Обе стороны можно так же увидеть в нашем классе. Внешняя бывает, когда одноклассники соглашаются с большинством, что бы не подставлять класс. А внутренняя, когда ты действительно разделяешь их мнение.